До центрального кладбища вены трамвай 18. Венское центральное кладбище
Да. Мы снова сделали это - посетили кладбище в очередной европейской стране. Список открыло заброшенное кладбище Вильнюса, по которому бродили в январе. Теперь Вена и её действующее легендарное Центральное кладбище.
Расположено достаточно далеко от центра в районе Зиммеринг . Площадь кладбища огромна - 2,5 км² и около трёх миллионов могил.
Мало того, здесь курсирует общественный транспорт (потому что расстояния действительно внушительные), а ещё местные жители приходят сюда просто погулять. Не стану рассказывать историю этого кладбища, ни к чему. Про него уже написано столько, что рерайтить информацию в миллиардный раз нет никакого желания. Зато я могу показать то, что увидела своими глазами и обалдела. Например, встретила там оленя, но обо всём по порядку.
Мы заходим на территорию кладбища и первое, что попадается нам на глаза - это мужчина, который сидит на лавочке и читает книгу. Светит солнце, птицы поют, напротив нереальной красоты старые могилы (а они действительно могут быть красивыми, забудь всё что ты знал о памятниках) и читает книгу. Одна эта картина может начать процесс разрыва шаблонов в твоей голове. Затем появилась очень самодостаточная белка. О ней в общем-то сказать нечего. Кроме того, что она напомнила мне Парк Горького в Москве. Там такие же самоуверенные грызуны скачут и наглеют на глазах.
По тропинкам пошли изучать кладбище. Старая часть похожа на абсолютное торжество архитектурной мысли, один памятник помпезнее другого. Все надгробия чёрного, серого или белого цветов. Часто встречалось написание золотым по чёрному. У многих памятников в качестве обязательного атрибута - колонны и кованные калитки.
Практически на всех плитах есть монтажные крюки, благодаря которым
тяжеленные
крышки опускали на гроб и навсегда запечатывали могилу.
Там можно встретить даже указание архитектора, создавшего памятник.
В основном, могилы фамильные. А ещё профессии указывали. Что может быть лучше? Чаще всего встречались врачи.
Самое интересное произошло дальше. Сама по себе фраза "интересное произошло дальше" в тексте про посещение кладбища звучит немного жутковато, но что поделать, такова суровая реальность. Поворачиваем мы значит на аллею и боковым зрением я замечаю какое-то движение в кустах, через секунду из них в прямом смысле слова выпрыгивает олень и пересекает аллею. Олень! Не кошка, не голубь и даже не уже знакомая нам белка, а огромный олень! На кладбище! Прыгнул сначала влево, потом вправо, прошёлся вдоль могил. (Может навещал кого?) И прыгнул обратно в свои кусты. Вся эта оленья сцена длилась не дольше 20 секунд, но дар речи я потеряла на добрые несколько минут.
Ты много встречал на русском кладбище оленей? А такие могилы? А как насчет разрешения на въезд для машин? Да, по кладбищу можно ездить, ограничение скорости 20 км и 2€ за разрешение.
Дальше - больше Центральное кладбище известно своими знаменитыми усопшими. Там похоронены президенты, культурные деятели, писатели и, конечно, всемирно известные композиторы. Вот, пожалуйста, могилы Людвига ван Бетховена, Вольфганга Амадея Моцарта, Франца Шуберта, Иоганна Штрауса например. Насколько мы поняли, Моцарту стоит памятник без могилы, остальные по правилам.
: 48°08?58 с. ш. 16°26?28 в. д. / 48.14944° с. ш. 16.44111° в. д. / 48.14944; 16.44111 (G) (O) (Я)
Венское центральное кладбище (нем. Wiener Zentralfriedhof) - кладбище в венском районе Зиммеринг. Открыто в 1874 году и имеет площадь почти 2,5 км и около трёх миллионов могил, что делает его одним из крупнейших кладбищ в Европе.
Расположение и транспорт
Главный вход («Вторые ворота»)
Расположение кладбища не соответствует его названию. Оно находится в южной части города, в районе Зиммеринг, который еще застраивается, а первоначально вообще находился за городской чертой.
Оно остаётся крупнейшим кладбищем в Вене и продолжает играть центральную роль, так как затраты на погребение здесь значительно ниже, чем на других кладбищах.
Зиммерлингская главная улица, важная магистраль района, ведёт прямо к Центральному кладбищу и тем самым вносит существенный вклад в его доступность.
Хотя кладбище расположено между интенсивными улицами и скоростной железной дорогой, оно остается единственным сооружением и обширной территорией, которая не тронута существенным транспортным шумом. Единственное, что наносит вред кладбищенскому покою - это воздушный коридор, расположенный над Центральным кладбищем, который ведёт к расположенному в юго-восточной Вене Венскому международному аэропорту.
Транспорт на кладбище
Центральное кладбище из-за своего размера имеет большие по протяжённости дороги. По всем основным из них ежедневно осуществляется автомобильное сообщение. Максимальная разрешённая скорость здесь составляет 20 км/ч, что предусмотрено правилами уличного движения. Только 1 ноября (Собор всех святых) въезд не возможен, так как в этот день существует большой риск крупного транспортного затора. Лицам имеющим свидетельство об инвалидности имеют право (начиная с 2001 года) организованно приезжать на праздник.
Для доставки людей, не имеющих собственного автомобиля, на кладбище с 1971 года используется специальный автобус. Он ежедневно каждые полчаса повторяет свой маршрут по кольцевой дороге, проходящей через большую часть кладбища, и только на праздник всех святых он не курсирует.
Ежегодно около 60 тысяч приезжих пользуются транспортом, который предоставляет частное автобусное предприятие Dr. Richard. Начиная со 2 ноября 2004 года, предприятие получает дотации от города Вены от 34 тысяч евро в год, с тех пор как оно вступило в транспортную организацию Восточный регион (нем. Verkehrsverbund Ost-Region (VOR)). Для проезда посетителю нужно приобрести проездной билет VOR, кроме того можно оплатить на месте.
Транспортная линия кладбища изначально называлась 11 линия (нем. Linie 11), но с введением поезда, для избежания путаницы в названиях с VOR-Linie 11, кольцевая дорога кладбища была переименована в 106 линию (нем. Linie 106).
Трамвай № 71
Старый 71 трамвай
Ко входу в Центральное кладбище от площади Шварценбергплац курсирует традиционный трамвай № 71 (нем. Straenbahnlinie 71). Он составляет неотъемлемую часть многочисленных анекдотов или песен о последнем пути жителей Вены. Так, на похоронах можно услышать обиходное: «Его взял 71-й» (нем. Er hat den 71er genommen).
В 1901 году ведущая к Центральному кладбищу «Зиммерлингская лошадиная дорога» заменена на электрический трамвай, который с 1907 года имеет номер линии «71». В 1918 году впервые линия 71-го отделилась от уличной дороги. В это время часто ходил ночной транспорт с трупами для захоронения на Центральное кладбище, погибших от испанки, и из-за их большого числа лошадей часто не хватало. В 1942 Венский трамвай приобрел более 3 собственных машин для транспортировки трупов. После окончания войны от этого вида транспортировки умерших окончательно отказались.
Сегодня 71-й так же часто используется для передвижения, так как служит прямым подъездным путем к Центральному кладбищу. Поблизости заднего входа на кладбище находится станция венского S-Bahn’а, которая называется Wien Zentralfriedhof, линия S7. Посетители кладбища ею пользуются сравнительно редко. Линия U3 венского метрополитена оканчивается почти в 2 км от кладбища (продление ранее не планировалось), этот «последний метр» восполняет 71-й вместе с трамвайным маршрутом № 6, который доезжает с 2000 года до третьих ворот. К празднику всех святых, когда 300 тысяч посетителей начинают штурмовать Центральное кладбище, интервалы движения на 71 линии сильно сокращаются. В этот день сообщение, вплоть до открытия станции метро Зиммерлинг в 2000 году, называлось 35 линией праздника всех святых (нем. Allerheiligen-Linie 35).
Президентский склеп и государственные погребения
В церкви св. Карла Борромео находится президентский склеп, где, начиная с 1951 года, с почестями хоронят австрийских президентов Второй республики. По состоянию на июнь 2007 года здесь захоронены:
Президентская могила
Имя Годы жизни Годы пребывания в должности
Карл Реннер
1986-1992Очень низкое строение склепа, сооружённого в 1951 году, не даёт ему роскошного внешнего вида, что обосновано тем, что заданный архитектором размер склепа не должен портить вид церкви св. Карла. Склеп сохранял первоначальный облик только до 1950 года, когда умер Карл Реннер, то был сооружён каменный саркофаг с его именем в центре. Имена же остальных президентов добавляли на памятную доску. Для супруг президентов так же есть возможность захоронения в склепе, и тем не менее, это требует согласия президентской канцелярии. Так, здесь были захоронены Хильда Шерф (ум. 1956), Алоизия Реннер (ум. 1963), Маргарита Йонас (ум. 1976) и Херма Кирхшлегер (ум. 2009); президент Кёрнер не был женат.
Государственные погребения организуются и оплачиваются Австрийской Республикой и предусмотрены для президентов, канцлеров, а также президентов национального совета. Есть случаи, когда выделялось место для персон, до смерти занимавших так же некоторые должности.
До сих пор государственную могилу получили президенты Карл Реннер, Теодор Кёрнер, Адольф Шерф, Франц Йонас и Томас Клестиль. Рудольф Кирхшлегер и Курт Вальдхайм получили государственную могилу, и, кроме того, согласно завещанию, было так же публичное установление гроба для прощания в Хофбурге.
Так же государственные могилы получили канцлеры Леопольд Фигль, Юлиус Рааб, Альфонс Горбах, Бруно Крайский и Фред Зиновац. Йозеф Клаус напротив в завещании указал, чтобы его похоронили в узком семейном кругу.
Последний президент времен национал-социалистического периода, Вильгельм Миклас, умерший в 1956 году, был похоронен на Дёблингском кладбище.
Почётные и почётные посвящённые могилы
Почетные могилы на Центральном кладбище Людвиг ван Бетховен Надгробный памятник В. А. Моцарта
В 1885 году, с первыми захоронениями на этом месте, увеличивалась привлекательность кладбища для погребения знаменитых умерших. Сегодня одним из чаще всего посещаемых туристами памятников является надгробие Вольфганга Моцарта, хотя это всего лишь памятник, так как захоронен Моцарт был на кладбище Святого Марка. В настоящий момент на Центральном кладбище более 350 почётных могил и более 600 почётных посвящённых могил.
Почетные могилы (некоторые)
Людвиг Анценгрубер
или пятничный пост)
Вена считается одним из самых комфортных для проживания городов мира. Не без основания-тут действительно все продумано и устроено так, чтобы людям было удобно.
А с учетом культового отношения австрийцев (в особенности жителей Вены) к кладбищам, городские власти конечно за этими кладбищами особенно следят. В том смысле, чтобы и добираться до них было удобно, и возможность культурно перекусить была, и чтоб если территория большая, пожилые люди могли на машине проехать, потому что им пешком тяжело идти.
Центральное венское кладбище Zentralfriedhof находится в Зиммеринге, 11-м районе Вены. Это как раз не центр, а самая окраина. А в 1874 году, на момент открытия кладбища, и вовсе был пригород. Собственно именно из за расположения новое кладбище было в народе абсолютно непопулярно. Если, конечно, так можно сказать о кладбище.
в октябре 1874 года "Wiener Zeitung" подытожила мнения горожан: "час езды между развалюхами, пустырями и мужичьем - ради чего?"
Тогда городскими властями был составлен список известных людей для перезахоронения на новом кладбище, а через несколько лет из центра, от Шварценбергплац, на кладбище начал ходить трамвай.
Этот трамвай №71 тоже в какой-то степени венская достопримечательность: сначала это был такой городской общественный катафалк и на нем возили на кладбище гробы. Er hat den 71er genommen (его взял 71-й), говорили венцы об умерших.
Потом трамваем стали пользоваться обычные рассажиры, едущие на кладбище. Вы тоже можете на нем при желании прокатиться._
Сейчас до кладбища очень легко добраться даже не имея машины, трамвай, S-bahn, и от станции метро курсирует специальный кладбищенский автобус.
а по самому кладбищу можно проехаться на фиакре
Zentralfriedhof - это город в городе: мертвых тут почти в два раза больше, чем живых жителей Вены.
в австрийских кладбищах нет ничего печального и тем более страшного, а уж Центральное кладбище и кладбище св.Марка давно превратились в парк отдыха горожан. Кто-то нашел тут вечный покой, а кто-то приезжает просто отдохнуть.
Мне нравится отношение австрийцев к смерти, да и к жизни тоже - живут легко, не терзаясь поисками неких глубинных смыслов, и после смерти вокруг них остается красота и гармония.
Я кладбища вообще не люблю мягко говоря и ничто кроме печальной жизненной необходимости не заставит меня в это место добровольно сунуться. Даже чья-нибудь историческая могила. Но желание гостя - закон. Особенно если гость музыкант и так хочет посетить могилы Штрауса и Бетховена, что прямо кушать не может.
да, вот кому-то, оказывается, не нужно ни венских дворцов ни венского леса, рвутся обход всех туристических красот на кладбище)
просто понравился памятник
только от вида голубя, живущего в склепе, стало несмого не по себе. То есть я знаю конечно, что у голубя есть там свои входы-выходы, но все равно такая грустная картинка...
Венское центральное кладбище действительно больше похоже на огромный (в несколько трамвайных остановок) парк. Белки, куницы, косули, огромное количество птиц. Красиво, немного грустно, но без надрыва. Да и сама грусть легкая, кружевная, как эти тени
Кладбище мультиконфессионное, слева от входа - православная часть. Самая неухоженная наверное, но и захоронения тут в основном старые.
мы там долго ходили, и в задумчивости пропустили даже время закрытия, проишлось идти через запасной выход)
немного информации Для желающих приехать на кладбище:
Адрес Simmeringer Hauptstr. 234
- вам нужно ко входу №2. На входе можете взять бесплатную карту, чтобы не заблудиться
- знаменитые музыканты - участок 32А, рядом с центральным входом
- добраться до кладбища можно или на 71-м трамвае от площади Шварценбергплац, или на метро до станции Simmering, и дальше на трамвае.
- время работы: с ноября по февраль 8-17
март и октябрь 7-18, апрель, сентябрь 7-19, с 1 мая по 31 августа 7-20
Расположение кладбища не соответствует его названию. Оно находится в южной части города, в районе Зиммеринг, который еще застраивается, а первоначально вообще находился за городской чертой.
Оно остаётся крупнейшим кладбищем в Вене и продолжает играть центральную роль, так как затраты на погребение здесь значительно ниже, чем на других кладбищах.
Зиммерлингская главная улица, важная магистраль района, ведёт прямо к Центральному кладбищу и тем самым вносит существенный вклад в его доступность.
Хотя кладбище расположено между интенсивными улицами и скоростной железной дорогой, оно остается единственным сооружением и обширной территорией, которая не тронута существенным транспортным шумом. Единственное, что наносит вред кладбищенскому покою - это воздушный коридор, расположенный над Центральным кладбищем, который ведёт к расположенному в юго-восточной Вене .
Транспорт на кладбище
Центральное кладбище из-за своего размера имеет большие по протяжённости дороги. По всем основным из них ежедневно осуществляется автомобильное сообщение. Максимальная разрешённая скорость здесь составляет 20 км/ч, что предусмотрено правилами уличного движения. Только 1 ноября (Собор всех святых) въезд не возможен, так как в этот день существует большой риск крупного транспортного затора. Лица имеющие свидетельство об инвалидности имеют право (начиная с 2001 года) организованно приезжать на праздник.
Для доставки людей, не имеющих собственного автомобиля, на кладбище с 1971 года используется специальный автобус. Он ежедневно каждые полчаса повторяет свой маршрут по кольцевой дороге, проходящей через большую часть кладбища, и только на праздник всех святых он не курсирует.
Ежегодно около 60 тысяч приезжих пользуются транспортом, который предоставляет частное автобусное предприятие Dr. Richard. Начиная со 2 ноября 2004 года, предприятие получает дотации от города Вены от 34 тысяч евро в год, с тех пор как оно вступило в транспортную организацию Восточный регион (нем. Verkehrsverbund Ost-Region (VOR) ). Для проезда посетителю нужно приобрести проездной билет VOR, кроме того можно оплатить на месте.
Транспортная линия кладбища изначально называлась 11 линия (нем. Linie 11 ), но с введением поезда, для избежания путаницы в названиях с VOR-Linie 11 , кольцевая дорога кладбища была переименована в 106 линию (нем. Linie 106 ).
Трамвай № 71
Ко входу в Центральное кладбище от площади курсирует традиционный трамвай № 71 (нем. Straßenbahnlinie 71 ). Он составляет неотъемлемую часть многочисленных анекдотов или песен о последнем пути жителей Вены. Так, на похоронах можно услышать обиходное: «Он сел на 71-й» (нем. Er hat den 71er genommen ).
В 1901 году ведущая к Центральному кладбищу «Зиммерлингская лошадиная дорога» заменена на электрический трамвай, который с 1907 года имеет номер линии «71». В 1918 году впервые линия 71-го отделилась от уличной дороги. В это время часто ходил ночной транспорт с трупами для захоронения на Центральное кладбище, погибших от испанки, и из-за их большого числа лошадей часто не хватало. В 1942 Венский трамвай приобрел более 3 собственных машин для транспортировки трупов. После окончания войны от этого вида транспортировки умерших окончательно отказались.
Сегодня 71-й так же часто используется для передвижения, так как служит прямым подъездным путём к Центральному кладбищу. Поблизости заднего входа на кладбище находится станция венского S-Bahn’а, которая называется Wien Zentralfriedhof , линия S7. Посетители кладбища ею пользуются сравнительно редко. Линия U3 венского метрополитена оканчивается почти в 2 км от кладбища (продление ранее не планировалось), этот «последний метр» восполняет 71-й вместе с трамвайным маршрутом № 6, который доезжает с 2000 года до третьих ворот. К празднику всех святых, когда 300 тысяч посетителей начинают штурмовать Центральное кладбище, интервалы движения на 71 линии сильно сокращаются. В этот день сообщение, вплоть до открытия станции метро Зиммерлинг в 2000 году, называлось 35 линией праздника всех святых (нем. Allerheiligen-Linie 35 ).
Президентский склеп и государственные погребения
В церкви св. Карла Борромео находится президентский склеп, где, начиная с 1951 года, с почестями хоронят австрийских президентов Второй республики. По состоянию на июнь 2007 года здесь захоронены:
Имя | Годы жизни | Годы пребывания в должности |
---|---|---|
Карл Реннер | 1870-1950 | 1945-1950 |
Теодор Кёрнер | 1873-1957 | 1951-1957 |
Адольф Шерф | 1890-1965 | 1957-1965 |
Франц Йонас | 1899-1974 | 1965-1974 |
Рудольф Кирхшлегер | 1915-2000 | 1974-1986 |
Томас Клестиль | 1932-2004 | 1992-2004 |
Курт Вальдхайм | 1918-2007 | 1986-1992 |
Очень низкое строение склепа, сооружённого в 1951 году, не даёт ему роскошного внешнего вида, что обосновано тем, что заданный архитектором размер склепа не должен портить вид церкви св. Карла. Склеп сохранял первоначальный облик только до 1950 года, когда умер Карл Реннер, то был сооружён каменный саркофаг с его именем в центре. Имена же остальных президентов добавляли на памятную доску. Супруги президентов так же могут быть захоронены в склепе, но для это требуется согласие президентской канцелярии. Здесь были захоронены Хильда Шерф (ум. 1956), Алоизия Реннер (ум. 1963), Маргарита Йонас (ум. 1976) и Херма Кирхшлегер (ум. 2009); президент Кёрнер не был женат.
Государственные погребения организуются и оплачиваются и предусмотрены для президентов, канцлеров, а также президентов национального совета. Есть случаи, когда выделялось место для персон, до смерти занимавших так же некоторые должности.
До сих пор государственную могилу получили президенты Карл Реннер, Теодор Кёрнер, Адольф Шерф, Франц Йонас и Томас Клестиль. Рудольф Кирхшлегер и Курт Вальдхайм получили государственную могилу, и, кроме того, согласно завещанию, было так же публичное установление гроба для прощания в е.
Так же государственные могилы получили канцлеры Леопольд Фигль, Юлиус Рааб, Альфонс Горбах, Бруно Крайский и Фред Зиновац. Йозеф Клаус напротив в завещании указал, чтобы его похоронили в узком семейном кругу.
Последний президент времен национал-социалистического периода, Вильгельм Миклас, умерший в 1956 году, был похоронен на Дёблингском кладбище.
Почётные и почётные посвящённые могилы
В 1885 году, с первыми захоронениями на этом месте, увеличивалась привлекательность кладбища для погребения знаменитых умерших. Сегодня одним из чаще всего посещаемых туристами памятников является надгробие Вольфганга Моцарта, хотя это всего лишь памятник, так как захоронен Моцарт был на . В настоящий момент на Центральном кладбище более 350 почётных могил и более 600 почётных посвящённых могил.
Почётные могилы (некоторые)
Имя | Годы жизни | Род деятельности |
---|---|---|
Людвиг Анценгрубер | 1839-1889 | Писатель |
Людвиг ван Бетховен | 1770-1827 | Композитор |
Юлиус Биттер | 1874-1936 | Композитор |
Людвиг Больцман | 1844-1906 | Математик и физик |
Иоганнес Брамс | 1833-1897 | Композитор |
Леопольд Фигль | 1902-1965 | Политик |
Кристоф Виллибальд Глюк | 1714-1787 | Композитор |
Генрих Гольпейн | 1814-1888 | Художник |
Теофил Эдвард Хансен | 1813-1891 | Архитектор (построил ) |
Карл фон Газенауер | 1833-1894 | Архитектор |
Йозеф Хоффман | 1870-1956 | Архитектор и дизайнер |
Курд Юргенс | 1915-1982 | Писатель |
Бруно Крайский | 1911-1990 | Политик |
Дьёрдь Лигети | 1923-2006 | Композитор |
Адольф Лоос | 1870-1933 | Архитектор |
Иоганн Нестрой | 1801-1862 | Писатель и драматург |
Эдуард ван дер Нюлль | 1812-1868 | Архитектор () |
Юлиус Рааб | 1891-1964 | Политик |
Антонио Сальери | 1750-1825 | Композитор |
Фридрих фон Шмидт | 1825-1891 | Архитектор (Венская ратуша) |
Арнольд Шёнберг | 1874-1951 | Композитор, основатель Додекафонии |
Франц Шуберт | 1797-1828 | Композитор |
Роберт Штольц | 1880-1975 | Композитор |
Иоганн Штраус (отец) | 1804-1849 | Композитор |
Иоганн Штраус (сын) | 1825-1899 | Композитор |
Франц фон Зуппе | 1819-1895 | Композитор |
Франц Верфель | 1890-1945 | Писатель |
Хуго Вольф | 1860-1903 | Композитор |
Фриц Вотруба | 1907-1975 | Скульптор |
Кристиан Грипенкерль | 1839-1912 | Художник |
Джо Завинул | 1932-2007 | Джазовый клавишник и композитор |
Почётные посвященные могилы (некоторые)
Имя | Годы жизни | Род деятельности |
---|---|---|
Виктор Адлер | 1852-1918 | Политик |
Жан Амери | 1912-1978 | Писатель |
Falco (Йоханн Хёльцель) | 1957-1998 | Музыкант |
Александр Жирарди | 1850-1918 | Актер |
Людвиг Кёхель | 1800-1877 | Музыковед, автор каталога Кёхеля |
Карл Краус | 1874-1936 | Писатель |
Йозеф Крихубер | 1800-1876 | Художник и литограф |
Карл Кундман | 1838-1919 | Скульптор |
Карл Люгер | 1844-1910 | Политик |
Фридрих Оман | 1858-1927 | Архитектор |
Карл Зейц | 1869-1950 | Политик |
Маттиас Синделар | 1903-1939 | Футболист, капитан австрийской «Вундертим» |
Карл Целлер | 1842-1898 | Композитор |
Координаты : 48°08′58″ с. ш. 16°26′28″ в. д. / 48.149444° с. ш. 16.441111° в. д. (G) (O) (Я) 48.149444 , 16.441111
Венское центральное кладбище (нем. Wiener Zentralfriedhof ) - кладбище в венском районе Зиммеринг . Открыто в 1874 году и имеет площадь почти 2,5 км² и около трех миллионов могил, что делает его одним из крупнейших кладбищ в Европе.
Растоположение и транспорт
Главный вход («Вторые ворота»)
Центральное кладбище расположено не на соответствующем месте для своего названия - в южной части города, районе Зиммеринг , который в настоящий момент ещё строится, и сначала не имел отношения к городу.
Оно остается крупнейшим кладбищем в Вене и продолжает играть центральную роль, так как затраты на погребение здесь значительно ниже, чем на других кладбищах.
Зиммерлингская главная улица, важная магистраль района, ведет прямо к Центральному кладбищу и тем самым вносит существенный вклад в его доступность. Чем больше человек посещают кладбище, тем больше работы у каменотесов, флористов и других предприятий, связанных с работой кладбища.
Хотя кладбище расположено между интенсивными улицами и скоростной железной дорогой, оно остается единственным сооружением и обширной территорией, которая не тронута существенным транспортным шумом. Единственное, это воздушный коридор, расположенный над Центральным кладбищем, который ведет к расположенному в юго-восточной Вене Венскому международному аэропорту наносит вред кладбищенскому покою.
Транспорт на кладбище
Центральное кладбище из-за своего размера имеет большие по протяженности дороги. По всем основным из них ежедневно осуществляется автомобильное сообщение. Максимальная разрешенная скорость здесь составляет 20 км/ч, что предусмотрено правилами уличного движения. Только 1 ноября (Собор всех святых) въезд не возможен, так как в этот день существует большой риск крупного транспортного затора. Лицам имеющим свидетельство об инвалидности имеют право (начиная с 2001 года) организованно приезжать на праздник.
Для доставки людей, не имеющих собственного автомобиля, на кладбище с 1971 года используется специальный автобус. Он ежедневно каждые полчаса повторяет свой маршрут по кольцевой дороге, проходящей через большую часть местности кладбища, и только на праздник всех святых он не курсирует.
Ежегодно около 60 тыс. приезжих пользуются транспортом, который предоставляет частное автобусное предприятие Dr. Richard. Начиная со 2 ноября 2004 года предприятие получает дотации от города Вены от 34 тыс. евро в год, с тех пор как оно вступило в транспортную организацию Восточный регион (нем. Verkehrsverbund Ost-Region (VOR) ). Для проезда посетителю нужно приобрести проездной билет VOR, кроме того можно оплатить на месте.
Транспортная линия кладбища изначально называлась 11 линия (нем. Linie 11 ), но с введением поезда, для избежания путаницы в названиях с VOR-Linie 11 , кольцевая дорога кладбища была переименована в 106 линию (нем. Linie 106 ).
71 трамвай
Старый 71 трамвай
Ко входу в Центральное кладбище от площади Шварценбергплац курсирует традиционный 71 трамвай (нем. Straßenbahnlinie 71 ). Он составляет неотъемлемую часть многочисленных анекдотов или песен о последнем пути жителей Вены. Так, на похоронах можно услышать обиходное: «Его взял 71-й» (нем. Er hat den 71er genommen ).
В 1901 году ведущая к Центральному кладбищу «Зиммерлингская лошадиная дорога» заменена на электрический трамвай, который с 1907 года имеет номер линии «71». В 1918 году впервые линия 71-го отделилась от уличной дороги. В это время часто ходил ночной транспорт с трупами для захоронения на Центральное кладбище, погибших от испанки , и из-за их большого числа лошадей часто не хватало. В 1942 Венский трамвай приобрел более 3 собственных машин для транспортировки трупов. После окончания войны однако от этого вида транспортировки умерших окончательно отказались.
Сегодня 71-й так же часто используется для передвижения, так как служит прямым подъездным путем к Центральному кладбищу. Поблизости заднего входа на кладбище лежит станция венского S-Bahn’а , которая называется Wien Zentralfriedhof , линия S7. Посетители кладбища ей пользуются сравнительно редко. Линия U3 венского метрополитена оканчивается почти в 2 км от кладбища (продление ранее не планировалось), этот «последний метр» восполняет 71-й вместе с трамвайным маршрутом № 6, который доезжает с 2000 года до третьих ворот. К празднику всех святых, когда 300 тыс. посетителей начинают штурмовать Центральное кладбище, интервалы движения на 71 линии сильно сокращаются. В этот день сообщение, вплоть до открытия станции метро Зиммерлинг в 2000 году, называлось 35 линией праздника всех святых (нем. Allerheiligen-Linie 35 ).
Президентский склеп и государственные погребения
В церкви Karl-Borromäus находится президентский склеп, где начиная с 1951 года с почестями хоронят австрийских президентов Второй республики. По состоянию на июнь 2007 года здесь захоронены:
Президентская могила
Имя | Годы жизни | Годы пребывания в должности |
---|---|---|
Карл Реннер | 1870-1950 | 1945-1950 |
Теодор Кёрнер | 1873-1957 | 1951-1957 |
Адольф Шерф | 1890-1965 | 1957-1965 |
Франц Йонас | 1899-1974 | 1965-1974 |
Рудольф Кирхшлегер | 1915-2000 | 1974-1986 |
Томас Клестиль | 1932-2004 | 1992-2004 |
Курт Вальдхайм | 1918-2007 | 1986-1992 |
Очень низкое строение склепа, сооруженного в 1951 году, не дает ему роскошного внешнего вида, что обосновано тем, что заданный архитектором размер склепа не должен портить вид церкви Karl-Borromäus. Склеп сохранял первоначальный облик только до 1950 года, когда умер Карл Реннер, то был сооружен каменный саркофаг с его именем в центре. Имена же остальных президентов добавляли на памятную доску. Для супруг президентов так же есть возможность захоронения в склепе, и тем не менее, это требует согласия президентской канцелярии. Так, здесь были захоронены Хильда Шерф (ум. 1956), Алоизия Реннер (ум. 1963), Маргарита Йонас (ум. 1976) и Херма Кирхшлегер (ум. 2009); президент Кёрнер не был женат.
Государственные погребения организуются и оплачиваются Австрийской Республикой и предусмотрены для президентов, канцлеров , а также президентов национального совета. Есть случаи, когда выделялось место для персон, до смерти занимавших так же некоторые должности.
До сих пор государственную могилу получили президенты Карл Реннер , Теодор Кёрнер , Адольф Шерф , Франц Йонас и Томас Клестиль . Рудольф Кирхшлегер и Курт Вальдхайм получили государственную могилу, и, кроме того, согласно завещанию, было так же публичное установление гроба для прощания в Хофбурге .
Так же государственные могилы получили канцлеры Леопольд Фигль , Юлиус Рааб , Альфонс Горбах , Бруно Крайский и Фред Зиновац . Йозеф Клаус напротив в завещании указал, чтобы его похоронили в узком семейном кругу.
Последний президент времен национал-социалистического периода, Вильгельм Миклас , умерший в 1956 году, был похоронен на Дёблингском кладбище.
Почетные и почетные посвященные могилы
Почетные могилы на Центральном кладбище
Людвиг ван Бетховен
Надгробный памятник В. А. Моцарта
В 1885 году, с первыми захоронениями на этом месте, увеличивалась привлекательность кладбища для погребения знаменитых умерших. Сегодня одним из чаще всего посещаемых туристами памятников является надгробие Вольфганга Моцарт , хотя это всего лишь памятник, так как захоронен Моцарт был на кладбище Святого Марка . В настоящий момент на Центральном кладбище более 350 почетных могил и более 600 почетных посвященных могил.
Почетные могилы (некоторые)
Имя | Годы жизни | Род деятельности |
---|---|---|
Людвиг Анценгрубер | 1839-1889 | Писатель |
Людвиг ван Бетховен | 1770-1827 | Композитор |
Людвиг Больцман | 1844-1906 | Математик и физик |
Иоганнес Брамс | 1833-1897 | Композитор |
Леопольд Фигль | 1902-1965 | Политик |
Кристоф Виллибальд Глюк | 1714-1787 | Композитор |
Генрих Гольпейн | 1814-1888 | Художник |
Теофил Эдвард Хансен | 1813-1891 | Архитектор (построил Рингштрассе) |
Карл фон Газенауер | 1833-1894 | Архитектор |
Йозеф Хоффман | 1870-1956 | Архитектор и дизайнер |
Курд Юргенс | 1915-1982 | Писатель |
Бруно Крайский | 1911-1990 | Политик |
Дьёрдь Лигети | 1923-2006 | Композитор |
Адольф Лоос | 1870-1933 | Архитектор |
Иоганн Нестрой | 1801-1862 | Писатель и драматург |
Эдуард ван дер Нюлль | 1812-1868 | Архитектор (Венская государственная опера) |
Юлиус Рааб | 1891-1964 | Политик |
Антонио Сальери | 1750-1825 | Композитор |
Фридрих фон Шмидт | 1825-1891 | Архитектор (Венская ратуша) |
Арнольд Шёнберг | 1874-1951 | Композитор, основатель Додекафонии |
Франц Шуберт | 1797-1828 | Композитор |
Роберт Штольц | 1880-1975 | Композитор |
Иоганн Штраус (отец) | 1804-1849 | Композитор |
Иоганн Штраус (сын) | 1825-1899 | Композитор |
Франц фон Зуппе | 1819-1895 | Композитор |
Франц Верфель | 1890-1945 | Писатель |
Хуго Вольф | 1860-1903 | Композитор |
Фриц Вотруба | 1907-1975 | Скульптор |
Джо Завинул | 1932-2007 | Джазовый клавишник и композитор |
Почетные посвященные могилы (некоторые)
Имя | Годы жизни | Род деятельности |
---|---|---|