Храм в болшево расписание. Королёв (Болшево)Космодамианская церковь

Первое упоминание о храме относится к 1585 г.

В 1776 г. владелец села князь Петр Иванович Одоевский пожертвовал Болшево с древним храмом «в распоряжение попечительного комитета на содержание учрежденного им убежища для бедных», усадьба же осталась за ним.

В 1786 г. тщанием князя Петра Ивановича Одоевского начал строиться доныне существующий кирпичный храм. В XIX в. в Болшеве появилась вторая, теплая церковь в честь Преображения Господня. Здание этой церкви сохранилось до нашего времени. Обезглавленный храм приспособлен под болшевский поселковый совет. С был 1814 г. к Космодемьянской церкви села Болшева приписана Рождественская церковь, что в селе Костине.

В 1878 г. старостой стал С. Алексеев (отец К. С. Станиславского), полностью отремонтировавший Космодамианский храм.

В храме почиталась икона, написанная в память чудесного спасения императора Александра III и его семьи во время железнодорожной катастрофы. На иконе изображены лики святых покровителей августейшей семьи, а также тех святых, которые празднуются 17 октября. Икона была написана академиком Грибковым и поставлена в отдельном богато вызолоченном иконостасе, с неугасимой серебряной лампадой перед ней (икона эта пропала).

В 1900 г. на пожертвования прихожан и местных фабрикантов-иностранцев, благодаря старанию настоятеля храма отца Николая Георгиевского и церковного старосты С.П.Киричко, соорудили южный придел в честь Казанской иконы Божией Матери. Чертежи исполнил архитектор Д. Шнауберг.

В 1929-1930 гг. храм разгромили безбожники, однако потом ее вернули верующим.

Протоиерей Николай Георгиевский и протодьякон Андрей Рубин погибли в лагерях. В 1937 г. в храме святых бессребреников Космы и Дамиана служили священник Александр Русинов и диакон Сергий, а также протодиакон Николай Васильевич Тахтуев. Все они были репресированы в 1940 г. и погибли в лагерях в Коми АССР.

Построенный в 1800 г. храм Преображения Господня в советское время был закрыт и осквернен. В 1970-х гг. внешний облик храма окончательно изменился.

В 2001 г. первый этаж здания Преображенского храма отдали в пользование общине Космодамианской церкви для размещения в нем воскресной школы.

В 1915 г. на территории больницы (ныне поселок Первомайский) фабрики товарищества Рабинек выстроили больничную часовню. В 2001 г. обезображенную часовню восстановили.

Летом 2002 г. началось строительство храма-часовни во имя святителя Николая при муниципальном Доме ветерана и Социально-реабилитационном лечебном центре «Забота» в поселке Первомайский. 25 сентября 2002 г. храм освятили.

Чтимой святыней является храмовая икона святых Космы и Дамиана с частицей мощей.

С 1997 г. при храме работает воскресная школа, издается газета «Приходской листок» окормляются близлежащие детский сад, а также несколько школ, есть библиотека.

Настоятель храма – протоиерей Александр Славинский.
Сайт храма.

Церковь бессребренников - древнейшая церковь города Королёв

Церковь Косьмы и Дамиана - православный храм Пушкинского благочиния Московской епархии, памятник архитектуры 18 века. Названа в честь святых-бессребреников, братьев Косьмы и Дамиана, живших в III-IV веках н. э.

Названия в обиходе: Космодемьянская церковь; Козьмодемьянская церковь

Приписные храмы

  • храм прп. Серафима Саровского
  • часовня
  • храм свт. Николая
Адрес на 1917: Московская губ., Московский у., с. Болшево
Современный адрес: Московская обл., г. Королев, пос. Болшево, ул. Станционная, 43

Внешний вид

Каменная церковь в стиле классицизма, колокольня в стиле русского барокко. Территория церкви огорожена по периметру металлической решёткой.

Придел: иконы Божией Матери Казанская

На храме расположена мраморная с текстом: «Министерство культуры РСФСР. Управление культуры Мособлисполкома. Памятник архитектуры конца XVIII века церковь Косьмы и Дамиана. Охраняется государством. Повреждение памятника карается законом».

При храме - небольшое кладбище с могилами священнослужителей храма, Болшевского врача и учительницы Л. И. Фалютинской, князя П. И. Одоевского. Часть могил без надписей.

Рядом в здании Преображенского храма 1-й этаж отдали в пользование общине Космодамианской церкви для размещения в нем воскресной школы.

Под храмом была усыпальница князей .

История

Древнейшие упоминания

Первое упоминание о церкви в селе Болшево относится к 1585: "на реке Клязьме церковь Козма и Дамьян древяна клецки". В ту пору это был деревянный клетцкий рубленый храм с открытыми без тесовых обшивок стенами и главками, покрытами лемехом. Точная дата его постройки неизвестна, но очевидно, что во времена правления царя Иоанна Грозного (1530-1584) в болшевской Космодамианской церкви уже проводились богослужения. Однако, существуют свидетельства, что храм этот был построен в Болшево значительно раньше - около 1400 г., когда на Российском престоле находился царь Иван III.

Устроена эта церковь была неподалеку от нынешнего Космодамианского храма: достоверные сведения о месте ее расположения до нас не дошли, но есть предположение, что стояла церковь недалеко от берега Клязьмы, там, где теперь находится пустырь между прибрежными дачами и домами Станционной улицы. С незапамятных времен здесь под деревьями парка дачи Шпис лежал большой камень прямоугольной формы, более тонны весом - вполне возможно, что этот камень являлся частью надгробия, которое раньше находилось в ограде первой Космодамианской церкви.

В следующем упоминании о Болшевской Космодамианской церкви, датированном 1620 г., сказано: «…деревня, что было село Большево, на реке Клязьме, а в ней была церковь Козьма и Дамиан…». Из этого упоминания видно, что Болшево на тот момент утратило статус села и стало деревней, следовательно, храма в этом населенном пункте не стало.

С глубокой древности известны имена владельцев села Болшево и приписанных к нему деревень: в 1573 г. это был дьяк Василий Щелкалов, а до него селом владели Никита Щелепин и Вторый Федоров. Затем по государевой грамоте 1620 г. Болшево передали боярину Феодору Ивановичу Шереметеву. В 1651 г. село с окрестными деревнями было отписано Шереметевым – внуку, князю Михаилу Одоевскому, а от него в 1661 г. оно перешло к его сыну князю Юрию Михайловичу Одоевскому.

Новое деревянное здание

К 1680 Болшево, находящееся во владении Юрия Михайловича Одоевского возрождается, строится новое здание церкви, но тоже деревянное. Документ: "1680. Июля 28. Договорная и описная поповых, причетниковых и приходских людей, дворов, пашни и сенных покосов: …Козьмы и Дамиана церковь бохова стана в селе Большеве, Городищи тож, на реке Клязьме… Прежняя церковь от разорения запустела, а в 1680 году, по благословенной грамоте Святейшего Патриарха, боярин князь Юрий Михайлович Одоевский строит церковь в селе Большеве на новом месте во имя же Козьмы и Дамиана, от старого кладбища с четверть версты. В приходе ее: село Большево, в нем двор боярский и 16 дворов крестьянских; деревня Баскаки, в ней 7 дворов крестьянских, деревня Комарово, деревня Власово (Новинки). Новопоставленный поп тоя церкви – Сильвестр...". Известно, что после отца Сильвестра в церкви святых безсребреников и чудотворцев Космы и Дамиана служил его сын Иван Сильвестров.

Новый деревянный Космодамианский храм строился 2 года, начиная от выдачи благословенной грамоты в 1680 г. до его освящения в 1682 г. Построен он был на месте горпо (около моста, по которому в настоящее время проходит автотрасса на Новые Горки). До 30-х годов прошлого века там сохранялся каменный столп с крестом – памятник бывшей здесь ранее Космодамианской церкви.

Старое кладбище, упоминаемое в приведенном документе, было обнаружено в 1926 г., когда проводилась реконструкция дороги, ведущей от фабрики Ф. Рабенека к станции Болшево. Находилось оно на месте нынешней Станционной улицы, около храма Преображения Господня. В 1680 г. захоронений на нем уже не проводили, а к концу XIX в. о старом кладбище вообще забыли, иначе в 1894 г. через него не стали бы осуществлять прокладку первой дороги к станции Болшево.

Сколько лет прошло после разрушения первой Космодамианской церкви до времени построения второй деревянной церкви неизвестно. В записях середины XVII в. Болшево называют то селом, то деревней, то сельцом. Известно лишь, что перед постройкой второй Космодамианской церкви в Болшево проводилось обследование церковных земель и болшевский староста «Ивашка Клементьев» рассказал землемерам, что раньше здесь уже стояла церковь Космы и Дамиана, а другие крестьяне подтвердили его слова, но где была церковная земля, они не знали. Как видно, в середине XVII в. сведения о первой Космодамианской церкви еще были живы в памяти местных жителей.

День празднования главного престола второго Космодамианского храма был четко установлен на основании старинных церковных ведомостей из архива Московской духовной Консистории. Полное имя Святых было определено церковной ведомостью 1740 г., где сказано: «…вотчина князя Юрия Михайловича Одоевского села Большева, церковь Св. чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их прп. Феодотии празднуется Русской Православной Церковью 1 (14) ноября».

В 1767 г. Московской губернской межевой канцелярией в Болшево вновь проводилось обследование церковных земель. В ведомости канцелярии от 25 июня 1767 г. о принадлежащих в то время Космодамианскому храму земельных угодьях сказано: «… В той обмежованной к церкви земле от всех смежных владельцев оною окружною межою по низшей мере состоит пашенной земли тридцать десятин, сенных покосов три десятины, под поселением, огородами, и гуменниками церковнослужителей одна десятина девятьсот шестьдесят пять сажен. По дорогам, что ездят из села Болшева в село Максимково тысяча двести пятьдесят четыре сажени. Всего тридцать шесть десятин, восемьсот сорок три сажени за извлечением дорог. Болот и заливов тридцать четыре десятины девятьсот шестьдесят пять сажен. Да в силу землемерной методы 5 части 7 пункта церковнослужителям для рубки леса в вотчинничение лесные угодия села».

Новое каменное здание

В 1776 г. - спустя почти столетие после строительства второго деревянного Космодамианского храма, владелец села Болшево отставной полковник - князь Петр Иванович (1740-1826), правнук Юрия Михайловича, пожертвовал это село вместе с Космодамианским храмом в распоряжение Попечительного Комитета на содержание учрежденного им «Убежища для бедных». Отличавшийся своей склонностью к благотворительности князь передал на содержание этого «Убежища» - 1180 душ. Впоследствии П.И.Одоевский в память о своей покойной дочери основал также «Дарьинский приют» в Москве. В болшевской церкви святых безсребреников и чудотворцев Космы и Дамиана и сейчас справа при входе в трапезную можно увидеть мемориальную доску дочери князя - Дарьи Петровны Одоевской, в замужестве графини Кенсона.

Никаких документальных свидетельств о деятельности самого Космодамианского храма за почти столетний период со времени его постройки нет, но вполне очевидно, что за это время он сильно обветшал.

Поэтому в 1786 в селе Болшево рядом с деревянных храмом тщанием князя Петра Ивановича Одоевского вместо него началось возведение нового кирпичного Космодамианского храма, который и сохранился до настоящего времени. Архитектура его выдержана в стиле классицизма, основанного на законах античного искусства Рима и Греции, однако в объеме колокольни явственно просматриваются черты стиля русского барокко. Первоначально кирпичный Космодамианский храм был летним (холодным).

Дата постойки кирпичного храма взята из церковных метрик. В журнале Консистории от 3 августа 1796 г. было обнаружено «прошение благочинного села Болшева Козмо-Дамианской церкви священника Алексея Петрова о дозволении имеющуюся в оном селе деревянную колокольню для обжига кирпича для зделания ограды сломать». Из этой записи видно, что к 3 августа 1796 г. на церковном месте в селе Болшево от второго деревянного храма осталась только деревянная колокольня. Следовательно, новый кирпичный храм безсребреников Космы и Дамиана к тому времени уже был возвещен и освящен. Потому и заботился священник Алексей Петров о возведении вокруг него церковной ограды.

В 1800 г. князем Петром Ивановичем Одоевским возводится почти рядом с Космодамианским храмом - церковь Преображения Господня. Появление второго храма в селе Болшево разъясняется в клировой ведомости 1821 г., где сказано, что каменная церковь Космы и Дамиана была летней (холодной), а храм Преображения Господня – зимним (теплым). В 1929 храм Преображения Господня разграблен и обезглавлен, а позднее перестроен и ныне в нем работает администрация поселка Болшево.

В 2001 1-й этаж здания Преображенского храма отдали в пользование общине Космодамианской церкви для размещения в нем воскресной школы.

В 1813 г. владелец села Костино и Богородского И.А. Киреевский подал прошение Августину, епископу Дмитровскому, приписать к церкви Космы и Дамиана «за близостью расстояния» также церковь Рождества Богородицы. О болшевских храмах в прошении говорится: «…в Болшове (церковь) во имя Козмы и Дамиана, другая особо Преображения Господня, обе каменные, в твердости, утварью церковною достаточны и в коих все исправно». Прошение И.А. Кириевского было удовлетворено. Это подтверждается церковной ведомостью от 1821 г., где сказано: «приписана к сей церкви (Космы и Дамиана в Болшево) церковь во имя Рождества Божией Матери, что в селе Костине каменная, построенная стольником Федором Ивановичем Кузьминым в 1691 г…».

Упоминание о церкви во имя Рождества Божией Матери встречается и в прошении болшевского священника Матфея Козмина к Преосвященному Афанасию епископу Дмитровскому в 1822 г. В нем отец Матфей просил уволить его от должности по старости, а на свое место рекомендовал «родственника своего Московской Георгиевской, что на Лубянке церкви, диакона Иоанна Иоаннова». В поступивших по этому прошению справках в Консисторию упоминалось, что «с 1814 года февраля 24 дня к Космодемьянской церкви села Болшево приписана Рождественская церковь, что в селе Костине».

Прошение священника Матфея Козмина Афанасий епископ Дмитровский удовлетворил, назначив 16 октября 1822 г. диакона Иоанна Иоаннова (Иверонова) «во священники к церкви в Болшове». До своей смерти в 1866 г. отец Иоанн прослужил в болшевском храме, о чем и поныне свидетельствует закладная мраморная доска на северном фасаде трапезной Космодамианской церкви.

В 1835 г. в болшевской церкви во имя Преображения Господня проводились строительные работы, о которых сообщается в Ведомости за 1836 г.: «…При сей церкви (Космы и Дамиана) состояла отдельно построенная теплая церковь во имя Преображения Господня. Прошлаго 1835 г. вновь построена, но еще не отделана, иждивением Московскаго Попечительнаго Комитета Императорскаго человеколюбивого общества». Ведомость за 1840 г. подтверждает новую постройку: «… на которыя церкви фасады и планы имеются и хранятся в церковной ризнице».

В 1849 г. к болшевской Космодамианской церкви была приписана также церковь Покрова Богородицы « ». Оставалась приписанной до 1930-х.

В описи церковного и ризничего имущества, проведенной в 1856-1860 гг. Космодамианская церковь все еще помечена, как холодная. Здесь же приводится и внешний вид храма: «Глава церкви обита белой жестью…В медное позлащенное яблоко вставлен железный, по мордаку позлащенный крест…». О церкви Преображения Господня в этой описи сказано: «…теплая церковь без колокольни…каменная с круглым куполом над аттиком, с двух сторон под фронтонами полукруглыми окнами. Покрыта железом с одною главою, у коей низ ложчатый, медный, позлащенный, а верх английской белой жести с медным яблоком и медью обшитым позлащенным крестом. Снаружи оштукатурена, а внутри по штукатурке расписана историческими Ветхого и Нового Завета масляными картинами».

В начале 1887 г. в церковной метрике отмечалось, что на колокольне храма имеется пять колоколов, в ней же говорилось о наличии в Космодамианской церкви мраморных досок с надписями о погребении князя Петра Ивановича Одоевского и дочери его Дарьи Петровны, в замужестве графини Кенсона. И поныне напротив мемориальной доски дочери можно увидеть мемориальную доску создателя Космодамианского храма - князя Петра, находящуюся слева при входе в храмовую трапезную.

В Московской церковной ведомости от 1880 г. за № 40 приводится интересное сообщение: «В 1878 г. старостой стал Алексеев С. (отец знаменитого русского режиссера К.С. Станиславского), полностью отремонтировавший Космодамианский храм». Так как церковь Покрова Богородицы в сельце с 1849 г. была приписана к болшевской Космодамианской церкви, а сама Любимовка принадлежала Алексеевым, то и Константин Алексеев (будущий К.С. Станиславский) часто бывал в болшевском храме. В это время священником в нем служил Михаил Петрович Знаменский.

В 1898 г. с разрешения Консистории в храме святых безссребреников и чудотворцев Космы и Дамиана по проекту архитектора Д. Шнауберга развернулось строительство южного придела во имя иконы Казанской Божией Матери.
Московские Церковные Ведомости в 1900 г. писали в № 29: «9 июля...было совершено освящение вновь сооруженного придела при местной церкви в честь иконы Казанской Божией Матери…благодаря энергии и старанию настоятеля храма о.Николая Георгиевского и церковного старосты С.П.Киричко на сумму, собранную прихожанами. Фабриканты-иностранцы, живущие в окрестности, фабрики которых находятся в приходе этой церкви, принесли на сооружение этого придела значительные суммы».

До настоящего времени сохранилось и свидетельство о захоронении тела Петра Ивановича Одоевского в болшевском Космодамианском храме, где сказано: «В приходе Никицкаго сорока; церкви Космы и Дамиана, что в Шубине, живущий в собственном своем доме полковник Князь Петр Иванович Одоевский сего 1826-го года апреля 10-го дня волею Божией умре, коего тело сего года Апреля 13-го дня в означенной Космодамианской церкви отпето и по указу Московской Духовной консистории положено Московской округи в церкви Космы и Дамиана, что в селе Болшево. В чем свидетельствуем: (подписи)».

Здесь впервые упоминается о священнике Николае Георгиевском, сменившем в Космодамианской церкви отца Михаила Петровича Знаменского, переведеного в августе 1890 г. в Московскую Троицкую церковь. Отец Николай много сделал для церкви Космы и Дамиана: благодаря его усилиям был не только сооружен придел в честь Казанской иконы Божией Матери, но и при его непосредственном участии на колокольне Космодамианского храма был установлен большой колокол, могучий голос которого был слышен за десять верст вокруг.

В храме почиталась икона, написанная в память чудесного спасения императора Александра III и его семьи во время железнодорожной катастрофы. На иконе изображены лики святых покровителей августейшей семьи, а также тех святых, которые празднуются 17 октября. Икона была написана академиком Грибковым и поставлена в отдельном богато вызолоченном иконостасе, с неугасимой серебряной лампадой перед ней (икона эта пропала).

Советский период

Во время гонений в 20 веке храм закрыт и разорён. В ходе изъятия церковных ценностей в 1922 храм был подвергнут разграблению.

В конце августа 1929 г. в болшевский Космодамианский храм явилась группа «активистов-безбожников», которые, объявив, что здание храма со всем имуществом конфисковано, отобрали у священника отца Николая Георгиевского ключи.

С августа 1929 по апрель 1930 церковь и ее утварь планомерно уничтожалась. И только вмешательство верующих и посильная помощь, оказанная начальником милиции Мытищинского района В. П. Якуниным, спасли храм – его возвратили Церкви.

Под руководством Г. Левицкого и И. Шуранова началась реставрация храма: было решено восстановить его к Пасхе. Все работали безвозмездно. К Светлой Пасхе храм был готов. Всё то, что уничтожалось в течение 9 месяцев, верующими было восстановлено за 3 дня.

Храм Преображения Господня удостоился худшей участи. Как и Космодамианский храм, в августе 1929 г. он был закрыт и разграблен болшевскими «богоборцами». По распоряжению властей этот храм был обезглавлен и приспособлен под жилой дом, позже в его здании разместилась Администрация поселка Болшево.

Духовенство храма Косьмы и Дамиана подвергалось репрессиям (ссылкам, заключениям в лагеря, казням).

Больного протоиерея Николая Георгиевского и сослужившего ему протодиакона Андрея Рубина одновременно арестовали 14 июля 1931 г. и сослали в лагеря заключения, где оба они впоследствии погибли.

Постановлением Священного Синода «О канонизации Новомучеников и Исповедников Российских ХХ века» Николай Сергеевич , протоиерей церкви Святых безсребреников Космы и Дамиана в Болшево, причислен к лику Святых. Празднование священномученику пресвитеру Николаю (Георгиевскому) установлено в день его кончины - 28 августа/ 10 сентября.

В конце 30-х годов все духовенство Космодамианской церкви подверглось репрессиям, многие были расстреляны или погибли в лагерях заключения - среди них находился и протодиакон Николай .

Николай Васильевич Тохтуев со своим многочисленным семейством переехал в Болшево в 1938. Гонимый властями и ведомый Богом он начал в храме святых мучеников Космы и Дамиана свое короткое и последнее служение.

Постановлением Священного Синода от 6 октября 2005 г. «О канонизации Новомучеников и Исповедников Российских ХХ века» - Николай Васильевич Тохтуев, протодиакон церкви Святых безсребреников Космы и Дамиана в Болшево, причислен к лику Святых. Празднование священномученику дьякону Николаю (Тохтуеву) установлено в день его кончины – 4/ 17 мая.

Икона св. Николая Тохтуева из Болшевского храма, web-korolev.ru

Тем не менее, богослужения в храме не прекращались, несмотря на многочисленные попытки добиться его закрытия.

В 2001 1-й этаж здания бывш. Преображенского храма отдали в пользование общине Космодамианской церкви для размещения в нем воскресной школы.

В 2001 г. восстановили обезображенную больничную часовню на территории больницы (ныне поселок Первомайский) фабрики товарищества Рабинек, построенную в 1915.

Летом 2002 г. началось строительство храма-часовни во имя святителя Николая при муниципальном Доме ветерана и Социально-реабилитационном лечебном центре «Забота» в поселке Первомайский. 25 сентября 2002 г. храм освятили.

Чтимой святыней является храмовая икона святых Космы и Дамиана с частицей мощей.

Современное состояние

В настоящее время болшевский Космодамианский храм отреставрирован и посвящен святым бессребренникам и чудотворцам Косме и Дамиану, в Риме пострадавшим, что видно из мраморной мемориальной доски, устроенной на его фасаде.. В храме находятся частицы мощей святых Римских бессребреников Косьмы и Демиана, чтимая иконы святых безсребреников и чудотворцев Косьмы и Демиана Асийских.

Когда и как произошло его переименование из храма святых безсребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских, неизвестно.

Примечательно, что чтимая святыня в Космодамианском храме - храмовая икона святых безсребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, изображает Асийских братьев, а частицы мощей в ней принадлежат Римским безсребреникам, хотя в храме есть и икона, посвященная безсребреникам и чудотворцам Косме и Дамиану, в Риме пострадавшим.

В Космодамианском храме есть и другие чтимые святыни - икона преподобномученицы Елисаветы и преподобномученицы Варвары с частицами их мощей.

С 1997 при храме действуют Воскресная школа для детей и взрослых. Есть православный , библиотека. Община храма издаёт "Церковный листок" (Приходской листок) 2 раза в месяц. Организуются паломнические поездки по святым местам.

Настоятель храма – протоиерей Александр Александрович , 1929. Клирики храма: священник Виктор Викторович Нестеров 1968, священник Иосиф Витальевич Тогубицкий 1985, дьякон Вячеслав Попов.

Отец Александр, Отец Георгий

Богослужения в храме совершаются ежедневно, кроме понедельника. Совершаются также молебны, панихиды, отпевания, венчания, исповеди, крещения. Под праздники и воскресные дни вечернее богослужение начинается в 17 часов. Утренние службы по будням – в 7 час.30 мин. По праздникам в 7.00 – ранняя литургия, в 10.00 – поздняя литургия.

По договорённости со священнослужителями на дому совершаются молебны, соборования и причащения больных.

Священнослужители разных лет

Клирики: протоиерей Александр Славинский, священники Виктор Нестеров и Иосиф Тогубицкий

В ХХ веке в храме служили: протоиереи Александр Сахаров, Василий Сергеев, Владимир Сиротинский, Георгия Строев, Евгений Богданов, Василий Брылев, Георгий Рзянин (1980-2009), Александр Славинский (с 1958 - ныне настоятель). Протодиакон Владимир Сиротинский. Иеродиакон Лука (Алексей Донских). Священники Алексий Годунов, Михаил Сабуров, Анатолий Казновецкий, Евгений Корягин, Петр Ткачук, Виктор Нестеров (с 1999- н.в.), Иосиф Тогубицкий (с 2009 - н.в.). Диаконы Александр Столяров, Дионисий Соколов, Василий Проскура, Сергей Куимов, Олег Кубраков, Валерий Приходченко, Сергий Боскин, Николай Середний, Вячеслав Попов, Александр Калинин. Старосты Анна Михайловна Гундаева, Александра Ивановна Гусева, Евдокия Ивановна Головина, Антонина Павловна Беззубик, Наталья Павловна Васильева

Кто-то из них был переведен в другой приход, кто-то уже давно отошел ко Господу, но многие из них до сей поры живы в памяти нынешнего настоятеля болшевской Космодамианской церкви отца Александра Славинского, который уже полвека несет здесь свое служение.

Вторым священником в болшевской Космодамианской церкви уже более четверти века служит протоиерей Георгий Васильевич Рзянин, с того самого момента, когда 20 февраля 1980 г. он был назначен указом правящего архиерея в Болшевскую Космодамианскую церковь из Куркино.

Третьим священником в Космодамианском храме в настоящее время служит иерей Виктор Нестеров. Свое служение он начинал здесь алтарником, затем 28 августа 1999 г. был рукоположен в сан диакона в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря Высокопреосвященным митрополитом Ювеналием, а 26 сентября 1999 г. Виктор Нестеров был рукоположен в сан иерея в Успенском храме Новодевичьего монастыря архиепископом Можайским Григорием и назначен в Космодамианский храм.


korolevfoto.narod.ru

Московская обл., г. Королев, пос. Болшево, Станционная ул., д 43.

Первое упоминание о церкви Космы и Дамиана в селе Болшеве относится к 1585 г.

В 1776 г. владелец села князь Петр Иванович Одоевский пожертвовал Болшево с древним храмом «в распоряжение попечительного комитета на содержание учрежденного им убежища для бедных», усадьба же осталась за ним.

В 1786 г. тщанием князя Петра Ивановича Одоевского начал строиться доныне существующий кирпичный храм. В XIX в. в Болшеве появилась вторая, теплая церковь в честь Преображения Господня. Здание этой церкви сохранилось до нашего времени. Обезглавленный храм приспособлен под болшевский поселковый совет. С был 1814 г. к Космодемьянской церкви села Болшева приписана Рождественская церковь, что в селе Костине.

В 1878 г. старостой стал С.Алексеев (отец К.С.Станиславского), полностью отремонтировавший Космодамианский храм.

В храме почиталась икона, написанная в память чудесного спасения императора Александра III и его семьи во время железнодорожной катастрофы. На иконе изображены лики святых покровителей августейшей семьи, а также тех святых, которые празднуются 17 октября. Икона была написана академиком Грибковым и поставлена в отдельном богато вызолоченном иконостасе, с неугасимой серебряной лампадой перед ней (икона эта пропала).

В 1900 г. на пожертвования прихожан и местных фабрикантов-иностранцев, благодаря старанию настоятеля храма отца Николая Георгиевского и церковного старосты С.П.Киричко, соорудили южный придел в честь Казанской иконы Божией Матери. Чертежи исполнил архитектор Д.Шнауберг.

В 1929-1930 гг. церковь разгромили безбожники, однако потом ее вернули верующим.

Протоиерей Николай Георгиевский и протодьякон Андрей Рубин погибли в лагерях. В 1937 г. в храме святых бессребреников Космы и Дамиана служили священник Александр Русинов и диакон Сергий, а также протодиакон Николай Васильевич Тахтуев. Все они были репресированы в 1940 г. и погибли в лагерях в Коми АССР.

Построенный в 1800 г. храм Преображения Господня в советское время был закрыт и осквернен. В 1970-х гг. внешний облик храма окончательно изменился.

В 2001 г. первый этаж здания Преображенского храма отдали в пользование общине Космодамианской церкви для размещения в нем воскресной школы.

В 1915 г. на территории больницы (ныне поселок Первомайский) фабрики товарищества Рабинек выстроили больничную часовню. В 2001 г. обезображенную часовню восстановили.

Летом 2002 г. началось строительство храма-часовни во имя святителя Николая при муниципальном Доме ветерана и Социально-реабилитационном лечебном центре «Забота» в поселке Первомайский. 25 сентября 2002 г. храм освятили.

Чтимой святыней является храмовая икона святых Космы и Дамиана с частицей мощей.

С 1997 г. при храме работает воскресная школа, издается газета «Приходской листок» окормляются близлежащие детский сад, а также несколько школ, есть библиотека.

Настоятель храма - протоиерей Александр Славинский.

Церковь Космы и Дамиана в Болшево в Королеве - описание, координаты, фотографии, отзывы и возможность найти это место в Московской области (Россия). Узнайте где находится, как добраться, посмотрите что интересного вокруг. Ознакомьтесь с другими местами на нашей интерактивной карте, получите более подробную информацию. Познайте мир лучше.

(Россия, Московская область, г. Королев, ул. Станционная, д. 43)

По государевой грамоте 1613 г., при воцарении Михаила Романова, Болшево, ставшее к этому времени деревней было отдано боярину Федору Ивановичу Шереметеву. В деревне было всего три крестьянских двора, а деревянная церковь, вероятно, пришла в ветхость или сгорела. В шереметевскую вотчину входили деревня Городищи, «что была пустошь», а «в ней крестьянских дворов – 4» и пустоши, которые недавно были деревнями: Комаровка, Подлипки, Костино, Усады, Савинская, Дутово, Селезнево, Лошаково... Итого — 2 деревни и 10 пустошей.
Ф.И. Шереметев был ловкачом, служил Борису Годунову, Лжедмитрию, В.И. Шуйскому; входил в «семибоярщину» — правительство, образовавшееся после свержения Шуйского и фактически передавшее русский престол польским интервентам. С тем же рвением боярин был слугой Романова. Как пишет историк И.Е. Забелин, «достопамятная служба Федора Ивановича началась в 1618 г. по случаю переговоров о мире с поляками, проведенных с большим успехом на радость царя и всех людей Московского государства...

Заслуга Федора Ивановича возвысила его в боярской среде особым приближением к царю, как одного из самых доверенных лиц».
Женитьба на Ирине Борисовне Черкасской, двоюродной сестре Михаила Романова упрочила положение боярина. Он имел обширные земельные владения, в которых насчитывалось более 2500 крестьянских и бобыльских дворов. Возглавляя Аптекарский приказ, Ф.И. Шереметев наблюдал за лечением царя Михаила Федоровича, который и умер на руках своего «ближнего» боярина. Ф.И. Шереметев дожил до глубокой старости, пережив всех своих детей от трех браков, кроме двух дочерей.

Шереметев отписал болшевскую вотчину внуку – Михаилу Никитовичу Одоевскому, потомки которого владели этой землей более столетия. О первом владельце Болшева из рода Одоевских — князе Михаиле Никитовиче, мы не имеем каких-либо сведений, разве что его имя упоминается в списке стольников. Всю свою службу он провел при дворе, часто сопровождая царя Алексея Михайловича в поездках на богомолье и государственным делам. Едва вступив в 1651 г. в наследство Болшевом, он в 1652 г. внезапно умер.

После смерти Михаила вотчина переходит к его сыну Юрию Михайловичу. В 1661 г. в нее входило сельцо Болшевево где располагался княжеский двор и три двора крестьянских, и деревни Городище, Баскаки, Комаровка, Новинки, в которых имелось 20 крестьянских дворов с населением 89 человек мужского пола и 8 дворов бобыльских, то есть не имевших всего хозяйства, с населением 19 человек мужского пола. Деревня Костино была отписана на Государя и отдана боярам Кузьминым.

При Юрии Михайловиче в 1680 г. в Болшеве возводится деревянный храм во имя Косьмы и Дамиана, освященный двумя годами позднее. Последним владельцем Болшева из рода Одоевских был правнук Юрия Михайловича — князь Петр Иванович Одоевский. Он прожил долгую жизнь и оставил по себе добрую память.
Князь Петр Иванович родился в 1740 г., получил хорошее домашнее образование, много путешествовал, но при этом подолгу жил в своем болшевском имении.

В 1776 г. он «предоставил Болшево с деревнями на содержание учрежденного им «убежища бедных». За собой оставил лишь поместье, расположенное недалеко от церкви. Петром Ивановичем в селе были выстроены две церкви – в 1786 г. ныне действующий храм Косьмы и Дамиана, и в 1800 г. теплая Преображенская церковь, ныне сильно перестроенная. Сохранилось её описание: «... теплая церковь без колокольни, однопрестольная... каменная с круглым куполом над аттиком с двух сторон под фронтонами полукруглыми окнами. Покрыта железом с одною главою, у коей низ медный, позлащенный, а верх английской белой жести с медным яблоком и медью обшитым позлащенным крестом. Снаружи оштукатурена, а внутри по штукатурке расписана историческими ветхого и нового завета масляными картинами».

О владельце имения Петре Ивановиче Одоевском мемуарист Вигель вспоминал: «Дом князя Одоевского, коего сделался я частым посетителем, не был шумен, пышен, как другие дома богатых в Москве людей, но он был, однако же, верное изображение тогдашних нравов древней столицы... В одеянии, поступи, в самом выражении лиц господских людей виден характер господина... Вид спокойствия, довольство, даже тучность домашней прислуги князя Одоевского, почтительно-свободное ее обхождение с хозяевами и гостями, вместе с тем заметный порядок и чистота показывали, что он отечески управляет домом. Действительно, он был барич, который, по достижении совершеннолетия, долго путешествовал за границей и, возвратясь оттуда, сохранил в доме своем обычаи старины, прибавив к ним устройство и опрятность, которые заимствовал он у европейских народов.

Он был сухонький старичок, но весьма живой и, как говорят французы, еще зеленый. Мне сказали, что он отставной полковник, а я, признаюсь, сначала принял его за отставного камергера…». Скончался князь Одоевский в возрасте 86 лет, в 1826 г. и был похоронен в Косьмодамиановской церкви.
Болшево и его окрестности исконно суконный край. Здесь функционировала парусиновая фабрика Пастухова, о работе которой была осведомлена сама императрица Елизавета Петровна. Недовольная качеством парусины, она в 1749 г. издала указ с наставлением Пастухову «завод в наилучшем виде как можно содержать» и выпускать ткани «хорошей доброты». Содержатель поспешил исправиться и вскоре получил хорошую оценку своих полотен от Мануфактур-коллегии.

Фабрика Пастухова была типичной для начала и середины XVIII в. — фабрикой-поместьем с натуральным хозяйством. На той же территории размещались кузница, токарная и столярная избы, скотные амбары, конюшня с сенником, погреба с продовольствием «для корму фабричных служителей и лошадей». При фабрике жили приписные крестьяне, для которых в стороне от светлиц были построены избы «с сенями и огородами».
В начале 50-х годов Пастухов перестал арендовать землю в Болшеве у княгинь Одоевских, а купил сельцо Лапино вместе с пустошами Вилы и Подлипки и перевел в Лапино свою фабрику. Из 13 парусных и полотняных фабрик, созданных при Петре I, дотянули до 70 — 80 годов XVIII столетия лишь 5, среди них – предприятие Пастухова.

Но жизнь не стоит на месте, фабрика ветшала. В довершение бед — пожар 1768 г. уничтожил дорогое иностранное оборудование и несколько строений. Пытаясь выбраться из финансовых проблем, Прокофий Дмитриевич в 1774 г. ввязался в аферу, был обманут и лишился фабрики. Мануфактура вернулась к Пастуховым только в 1799 г., а в 1803 г. её приобрел купец Федор Пантелеевич Пантелеев. Разоренная мануфактура потребовала солидных вложений и перевооружения, т.к. новый владелец решил выпускать здесь вместо полотна шелк. Через 25 лет, при сыне купца Ф.Ф. Пантелееве предприятие было переоборудовано в бумаготкацкую. На ней вырабатывался плис – «бумажный бархат».

Суконный край

На протяжении всего XIX в. производственная специализация Болшева и Лапина четко сохранялась: в Лапине работало прядильное и бумаготкацкое производство — бывшее Пастухова — Пантелеева, а в Болшеве — красильное Рабенека. В 1832-36 гг. Франц Рабенек, купец 2-й гильдии, перестраивает и расширяет фабрику. В 50-х гг. фабрика имеет 2 летних сушильни, 22 чана и 50 котлов с печами, и специализируется на окрашивании бумажной пряжи, плиса и кумача, а так же сукна в «андрианопольский» алый цвет. После смерти Ф. Рабенека в 1860 г. фирма переходит к его сыну Герману, продолжая называться «Франц Рабенек и сыновья».

Расширение фирмы совпадает с новым экономическим этапом развития страны. Так же, как когда-то изжила себя петровская «посессионная» мануфактура, так теперь уходит в прошлое принадлежавшая одному владельцу и его семье сравнительно небольшая фабрика, сменяясь укрупненным, технически оснащенным производством, основанным на кооперативных началах. В России тех лет возникает масса паевых товариществ и акционерных обществ. Вчерашние владельцы фабрик — теперь пайщики, держатели контрольных пакетов акций, они занимают высокооплачиваемые и престижные должности содиректоров новых объединений.

Ведущее положение в «Товариществе бумагокрасильной фабрики ф. Рабенек» получают владельцы крупных торговых домов, объединяющих одновременно промышленную и торговую деятельность: Даниил Васильевич Стукен, Герман Романович Шпис, Гуго Максимович Вогау. Все они так или иначе связаны родственными узами с семейством Рабенек или между собой. Фирма по существу остается семейной, с доступом узкого круга людей.
Развивающемуся производству становятся тесны старые рамки. Как писала одна из тогдашних газет, «современная промышленность требует свободной покупки земли, ей нужны торфяные болота, каменоломни, леса, пастбища, реки с берегами для плотин и т.д. ».

В Болшевской округе уже не дворяне, а купцы-промышленники приобретают земельную собственность. На протяжении 70-х — середины 80-х годов Товарищество бумагокрасильной фабрики Ф. Рабенек, и связанные с ним лица покупают у крестьян и частных владельцев ненаселенные земли при деревнях Власово, Костино, Комаровка, в Заовражье, в пустошах Баскаки, Сугорская, Усады. Часть этих земель идет на расширение фабричных территорий, часть используется под дачи фабрикантов.

Наталья Бондарева по материалам книги Позамантир Р.Д., Бондаренко Л.К. Королев — Калининград, М., 1998

История храма Косьмы и Дамиана в Болшево

Первое упоминание о церкви Космы и Дамиана в селе Болшеве относится к 1585 г. В 1776 г. владелец села князь Петр Иванович Одоевский пожертвовал Болшево с древним храмом «в распоряжение попечительного комитета на содержание учрежденного им убежища для бедных», усадьба же осталась за ним.
В 1786 г. тщанием князя Петра Ивановича Одоевского начал строиться доныне существующий кирпичный храм. В XIX в. в Болшеве появилась вторая, теплая церковь в честь Преображения Господня. Здание этой церкви сохранилось до нашего времени. Обезглавленный храм приспособлен под болшевский поселковый совет. С был 1814 г. к Космодемьянской церкви села Болшева приписана Рождественская церковь, что в селе Костине.
В 1878 г. старостой стал С. Алексеев (отец К.С. Станиславского), полностью отремонтировавший Космодамианский храм.

В храме почиталась икона, написанная в память чудесного спасения императора Александра III и его семьи во время железнодорожной катастрофы. На иконе изображены лики святых покровителей августейшей семьи, а также тех святых, которые празднуются 17 октября. Икона была написана академиком Грибковым и поставлена в отдельном богато вызолоченном иконостасе, с неугасимой серебряной лампадой перед ней (икона эта пропала).
В 1900 г. на пожертвования прихожан и местных фабрикантов-иностранцев, благодаря старанию настоятеля храма отца Николая Георгиевского и церковного старосты С.П.Киричко, соорудили южный придел в честь Казанской иконы Божией Матери. Чертежи исполнил архитектор Д.Шнауберг.

В 1929-1930 гг. церковь разгромили безбожники, однако потом ее вернули верующим.
Протоиерей Николай Георгиевский и протодьякон Андрей Рубин погибли в лагерях. В 1937 г. в храме святых бессребреников Космы и Дамиана служили священник Александр Русинов и диакон Сергий, а также протодиакон Николай Васильевич Тахтуев. Все они были репрессированы в 1940 г. и погибли в лагерях в Коми АССР.
Построенный в 1800 г. храм Преображения Господня в советское время был закрыт и осквернен. В 1970-х гг. внешний облик храма окончательно изменился.

В 2001 г. первый этаж здания Преображенского храма отдали в пользование общине Космодамианской церкви для размещения в нем воскресной школы.
В 1915 г. на территории больницы (ныне поселок Первомайский) фабрики товарищества Рабинек выстроили больничную часовню. В 2001 г. обезображенную часовню восстановили.
Летом 2002 г. началось строительство храма-часовни во имя святителя Николая при муниципальном Доме ветерана и Социально-реабилитационном лечебном центре «Забота» в поселке Первомайский. 25 сентября 2002 г. храм освятили.
Чтимой святыней является храмовая икона святых Космы и Дамиана с частицей мощей.

В наши дни в подмосковном Королёве много церквей, храмов, часовен. Но лет 40-50 назад на весь город был всего один действующий храм - церковь Косьмы и Дамиана в Болшево. Каждый год моя бабушка приходила сюда святить яйца да куличи и меня с собой прихватывала. Совсем ещё ребёнок, я не понимала, что такое Пасха, но нарядные яства, радостные лица людей, “брызганье водичкой” мне очень нравились, даря ощущение предстоящего праздника. И лишь много лет спустя я узнала историю этого самого старого королёвского храма и хочу вам её рассказать.

Первое упоминание о Болшевской Космо-Дамианской церкви относится к 1585 году: “на реке Клязьме церковь Козма и Дамьян деревян”. Тогда это был деревянный рубленый храм с главками, покрытыми лемехом. Точная дата его постройки неизвестна, но есть свидетельства, что во времена правления Иоанна Грозного (1530-1584 гг.) в болшевской церкви уже проводились богослужения. Церковь эта находилась недалеко от нынешнего Космо-Дамианского храма. И опять же, точное место её расположения доподлинно неизвестно, но краеведы предполагают, что церковь стояла недалеко от берега Клязьмы, там, где сейчас находится пустырь между прибрежными дачами и домами Станционной улицы. С давних времён здесь, под деревьями, лежал большой камень прямоугольной формы, более тонны весом. Вполне возможно, что этот камень являлся частью надгробия, которое раньше находилось в ограде первой Космо-Дамианской церкви.

В следующем упоминании о Болшевской церкви, датированным 1620 годом, говорится: “деревня, что была село Болшево, на реке Клязьме, а в ней была церковь Козьма и Дамиан…” Как видно, Болшево утратило статус села, став деревней, следовательно, храма там не стало.

С глубокой древности известны имена владельцев села Болшево и приписанных к нему деревень: в 1573 году это был дьяк Василий Щелкалов, до него селом владели Никита Щелепин и Второй Фёдоров. Затем по государевой грамоте 1620 года Болшево передаётся боярину Фёдору Ивановичу Шереметеву. В 1651 году он отписал село своему внуку князю Михаилу Одоевскому, а тот через десять лет передал его сыну Юрию Михайловичу Одоевскому.

При Юрие Одоевском Болшево вновь возрожается. Прежняя церковь от разорения запустела и в 1680 году, по благословению Святейшего Патриарха, Ю.М. Одоевский строит новую церковь.

Второй деревянный Космо-Дамианский храм строился два года - с 1680 по 1682 год. Построен он был на месте нынешнего горпо. До 30-х годов прошлого века там сохранялся каменный столп с крестом - памятник прежней церкви.

Никаких документальных свидетельств о деятельности второго деревянного храма за почти столетний период со времени его постройки нет, но очевидно, что время его не пощадило и он сильно обветшал. Поэтому в 1786 году, благодаря попечительству князя Петра Ивановича Одоевского, правнука Юрия Михайловича, вместо деревянного началось возведение нового кирпичного Космо-Дамианского храма, который и сохранился до настоящего времени. Архитектура его выдержана в стиле классицизма, однако в объёме колокольни явственно прослеживаются черты стиля русское барокко. Первоначально Космо-Дамианский храм был летним (холодным).

В Московской церковной ведомости от 1880 года есть интересное сообщение: “В 1878 году старостой стал Алексеев С. (отец знаменитого русского режиссёра К.С. Станиславского). Так как сельцо Любимовка, принадлежавшее Алексеевым, было рядом, то и Константин Алексеев (будущий К.С. Станиславский) часто бывал в болшевской храме.

В церковной метрике от 1887 года говорилось о наличии в Космо-Дамианской церкви мраморных досок с надписями о погребении здесь князя Петра Ивановича Одоевского и его дочери Дарьи Петровны, в замужестве графини Кенсона.

В 1898 году по проекту архитектора Б.Н. Шнауберта строится южный придел церкви, освящённый во имя иконы Казанской Божьей Матери. Московские Церковные Ведомости за 1900 год свидетельствуют, что фабриканты-иностранцы, чьи фабричные работники являлись прихожанами этой церкви, пожертвовали на сооружение придела значительные суммы.

Но вот произошла Октябрьская революция 1917 года. Почти двенадцать лет при новой власти Космодамианская церковь жила своей обычной жизнью: проводились богослужения, звон колоколов созывал прихожан к обедне…

В конце августа 1929 года размеренная церковная жизнь была нарушена. В церковь явились несколько человек, возглавляемых двумя местными печальной славы “общественными деятелями” - П. Дудко и И. Бардышевым. Они отобрали у священника и старосты ключи и заперли церковь, объявив, что здание со всем имуществом конфискуется. И церковь начали громить. Добровольцы приходили сюда, как на работу, по деловому, с инструментами.

Сперва перепилили цепь церковного паникадила и главная люстра храма, изящное сооружение из металла и хрусталя, рухнула на каменный пол и разбилась вдребезги. Затем принялись за иконостас: подрубили опоры и повалили его, превратив в груду обломков. Под ними было погребено главное Распятие работы В.Д. Поленова. Взялись за колокола. Их спускали на землю по канату, но самый большой колокол снять не смогли - слишком тяжёл. Его решили разбить на месте. Несколько дней по всей округе разносился прощальный плач этого колокола…

Пришла зима, но церковь всё продолжали громить. Приходили все желающие, выискивая, что бы ещё можно разбить или разломать. В клочья были разодраны дорогие покрывала и облачение духовенства - ризы из золотой и серебряной парчи. Дети на Первомайке играли золотыми кисточками, парчовыми лоскутами и обломками окладов икон.

Надругательство над храмом приводило в ужас всех прихожан, но силой отстаивать церковь было нельзя: не то это было время. Верующим оставалась лишь роль просителей. Некоторые деятели культуры и искусства не побоялись присоединить свой голос к петиции защитников, указав, что что в болшевской церкви имеются работы знаменитого художника В.Д. Поленова.

Без устали обивали прихожане пороги различных ведомств, включая и самые высокие. Но местные власти, даже получив из Москвы соответствующее предписание, отправили его под сукно. После повторных настойчивых просьб Москва поручила разобраться с делом болшевской церкви начальнику милиции Мытищинского района В,П. Якунину.

Была уже весна, апреля, начиналась Страстная неделя… К вечеру погромщики явились на “работу”. Искали, что ещё осталось целым в церкви. Под грудой обломков обнаружили большой деревянный крест. Перевернули его, а там - неповреждённое изображение Распятия Господа. Распятие распилили на куски, снесли вниз, в котельную, но печь растапливать поленились: “ладно, завтра сожжём”. Наутро Якунин отобрал у них ключи.

15 апреля 1930 года храм был вновь открыт. Под руководством Г. Левицкого и И. Шарапова верующие приступили к реставрации. Казалось бы, при виде разрухи у прихожан должны были опуститься руки, но они решили сделать невозможное - восстановить церковь к Пасхе. И сделали! Трое суток в церкви кипела работа, не прекращаясь ни днём, ни ночью. Когда принесли из котельной куски поленовского Распятия, специалисты сказали, что его можно восстановить.

Церковь Косьмы и Дамиана осталась за верующими, но Бардышев, Дудко и иже с ними не спешили слагать оружие. Церкви ещё несколько раз приходилось отбивать атаки безбожников.

Поступали предложения перевести церковь в меньшее по размерам помещение, дескать, для десятка-другого старух и там места вполне хватит. Но Якунин, придя к храму во время очередного церковного праздника, и увидев толпу прихожан, которые в церковь попросту не поместились, это предложение отверг.

Местный поселковый совет предложил очередной несуразный проект: устроить в одном из помещений храма водокачку, а водонапорный бак водрузить на колокольню. В то смутное время церковным старостой была Л.М. Ефстафьева. Она отправилась на приём к М.И. Калинину. И случилось маленькое чудо: без предварительной записи она прошла прямо в его кабинет. Михаил Иванович встретил её приветливо и наложил на заявление резолюцию: “Оставить болшевскую церковь Косьмы и Дамиана в покое”.

А служителей церкви прихожанам уберечь не удалось. Многие из них были расстреляны на Бутовском полигоне, либо закончили свой земной путь в лагерях и пересыльных тюрьмах. Ныне они причислены к лику святых Новомучеников Российских. Но сама церковь выжила…

В настоящее время болшевский Космо-Дамианский храм посвящён святым безсеребряникам и чудотворцам Косьме и Дамиану, в Риме пострадавшим, что видно из мемориальной доски, устроенной на его фасаде. Когда и как произошло его переименование из храма святых безсеребряников Косьмы и Дамиана Асийских, неизвестно. Примечательно, что чтимая святыня в храме - храмовая икона святых безсеребрянников и чудотворцев изображает Асийских братьев Косьму и Дамиана, а частицы святых мощей в ней принадлежат Римским безсеребряникам, хотя икона, посвящённая римлянам, в храме тоже есть. Вот такая путаница получилась.

В Космо-Дамианском храме есть и другие чтимые святыни - икона преподобномученниц Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары с частицами их мощей.

Благодаря попечению настоятеля протоиерея Александра Славинского сейчас в болшевской Космодамианской церкви постоянно ведётся духовно-просветительская работа. При храме работает воскресная школа, королёвское отделение православной гимназии “Ковчег”, постоянно организуются паломнические поездки по святым местам нашей Отчизны.

Проезд: от Ярославского вокзала электричкой (Монино, Щёлково, Болшево, Фрязево) до станции Болшево, по подземному переходу направо. Можно проехать одну остановку на автобусе, но лучше немного пройтись пешком.

От метро ВДНХ с автовокзала автобусами № 392 до остановки “Станция Болшево” или № 499 до остановки “Улица Дурылина (Церковь)”

В продолжение темы:
Ижевск

Но у подобного рода путешествий есть также и ряд недостатков, о которых необходимо знать, отправляясь в турагентство. МинусыВо-первых, такие туры совершенно не предполагают...

Новые статьи
/
Популярные